Дисграфия представляет собой частичное расстройство процесса письма, которое связано с нарушением либо неполным формированием психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи. Данная патология проявляется повторяющимися стойкими ошибками на письме, которые не могут быть устранены самостоятельно без специального обучения. Подобные нарушения выступают серьезным препятствием для овладения грамоты ребенком, поэтому коррекция дисграфии является тем необходимым шагом, который должны предпринять родители как можно раньше.
Довольно часто дисграфия у детей сочетается с таким явлением, как дислексия, которое проявляется нарушениями процесса чтения. В основе дислексии также лежат недоразвитость внимания, сложность распознавания букв и пространственного восприятия. Обычно дисграфия проявляется пропусками букв и слогов. Это свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет на слух гласные или некоторые согласные звуки.
Если родители замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо незамедлительно начинать лечение патологии. Коррекция дисграфии у младших школьников предполагает, в первую очередь, работу с детским психологом и логопедом. Психолог должен помочь ребенку преодолеть сложности в отношениях в семье и в школе, а логопед разрабатывает план лечения болезни. Он строится в соответствии с механизмом и формой нарушения письма. Если же говорить об общих способах коррекции дисграфии у младших школьников, то среди них можно выделить следующие наиболее эффективные:
Кроме того, при коррекции дисграфии у младших школьников нередко назначаются курсы медикаментозной терапии и некоторые виды реабилитационного лечения. Среди последних чаще всего используются физиотерапия, гидротерапия и массажные процедуры.
Специалисты различают несколько видов дисграфии:
Последний вид характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений, приводя к специфическим ошибкам, когда не распознаются отдельные буквы и непривычные шрифты. Такое неправильное восприятие выражается смешением букв при письме.
Е. В. Мазанова в своей книге “Коррекция оптической дисграфии” для лечения заболевания предлагает проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям:
Коррекция оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка. Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию.
Коррекция дисграфии, по Мазановой, включает также упражнения по узнаванию букв. Так, можно предложить ребенку найти определенную букву среди ряда других, определить буквы, которые расположены неправильно, определить буквы, наложенные друг на друга и т. д.
Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае при коррекции дисграфии, по Мазановой, проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время. Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки:
Мазанова для коррекции дисграфии также рекомендует уделять большое внимание дифференциации букв, которая включает изолированное написание их:
Коррекция дисграфии и дислексии, как правило, делится на 4 основных этапа:
Первый этап коррекции дисграфии и дислексии предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диктантов, обследования состояния лексико-грамматической стороны речи и анализа его результатов.
Второй этап направлен на общее развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления.
Для третьего этапа коррекции дисграфии и дислексии характерно преодоление дисграфических нарушений. Работа в данном случае реализуется преимущественно на синтаксическом, лексическом и фонетическом уровнях и нередко направлена на устранение проблем со связной речью, чтением и звукопроизношением.
Последний этап методики призван оценить результаты коррекции дисграфии и дислексии, поэтому на нем обычно проводится повторная проверка навыков письма и чтения, а также анализ всевозможных письменных работ детей.
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Только ли зубные пасты способны очистить наши зубы? Ознакомьтесь со списком альтернативных средств, которыми пользовались люд...
Читать далееПитаться правильно очень важно. От этого зависит наше здоровье и наша красота. В культуре правильного питания существуют прави...
Читать далееВам поставили диагноз и назначили соответствующее лечение. А вы уверены, что такой диагноз вообще существует? Ниже представлен...
Читать далееНадоело сидеть в офисе целыми днями, но вы не решаетесь начать работать на себя? Приводим 10 причин, которые помогут вам сделать ...
Читать далееСудорожная активность мышц представляет собой патологический, ненормальный процесс, в ходе которого нарушается процесс сокращ...
Читать далееТо, о чем долго говорили врачи, наконец-то стали осознавать и пациенты: абсолютно безопасных лекарств не существует. Все продукт...
Читать далееЕзда на велосипеде чаще всего приносит нам удовольствие. А как похудеть на велосипеде, совместив приятное с полезным? Тренеры у...
Читать далееНемногие люди догадываются о том, что профилактика болезней зубов важна не только для их красоты. Безусловно, красивая и ухоженн...
Читать далееСкромные беленькие цветочки с желтой серединкой – это и есть аптечная ромашка. Но скромные они только на вид, на самом деле этот ...
Читать далееБоль в затылочной части головы – это характерный симптом таких заболеваний как мигрень, артериальная гипертензия, патология ше...
Читать далееУченые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.