Дислексия – это распространенная проблема обучения у детей, проявляющаяся специфическим расстройством чтения. Заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется неспособностью человека правильно и быстро распознавать слова, а также осваивать навыки правописания.
В основе классификации дислексии лежат различные критерии. Так, в зависимости от нарушенных операций процесса чтения, выделяют аграмматическую, семантическую, оптическую, мнестическую, тактильную и фонематическую дислексию.
Аграмматическая форма заболевания связана с недоразвитием грамматического строя речи, синтаксических и морфологических обобщений. Характеризуется изменением числа местоимений и существительных, падежных окончаний, неправильным согласованием прилагательных и существительных, неверным употреблением глаголов 3 лица прошедшего времени. Чаще встречается у лиц, страдающих системным недоразвитием речи.
Семантическая дислексия проявляется нарушением понимания прочитанных слов и предложений при технически правильном чтении. Это обусловлено двумя основными факторами: нечеткостью представлений о связях синтаксического характера и трудностями синтеза звуков и слогов.
При проблемах, которые связаны с усвоением и смешением похожих букв, говорят об оптической дислексии. При этом смешиваемые буквы могут быть очень похожи и различаться лишь в одном элементе, например, М и Л, либо состоять из однотипных, но по-разному расположенных в пространстве частей, как Г и Т или Р и Ь.
Мнестическая форма заболевания проявляется в том случае, если трудности связаны с усвоением всех букв. Она обусловлена тем, что у ребенка нарушаются процессы установления связей между конкретным звуком и соответствующей ему буквой.
У слепых и слабовидящих детей наблюдается тактильная дислексия, причиной которой является нечеткость осязательного восприятия.
Фонематическая дислексия распространена среди школьников младших классов и характеризуется тем, что они в течение 2-4 лет не могут научиться читать правильно. Одни ученики с трудом усваивают буквы и не умеют складывать их в слова и слоги, другие дети учат их легко, но при чтении делают много ошибок, поскольку для них буква не является обобщенным графическим знаком (графемой). По мнению автора представленной классификации дислексии это обусловлено плохим фонематическим слухом.
Таким образом, семантическая, аграмматическая и фонематическая дислексии возникают вследствие несформированности речевых функций, а оптическая, тактильная и мнестическая – из-за недоразвитости психических функций.
К характерным симптомам дислексии, с которыми сталкиваются дислектики, можно отнести следующие проблемы:
Также стоит отметить некоторые другие симптомы дислексии, не связанные с умственным развитием:
В лечении дислексии важен индивидуальный подход. Каждому пациенту подбирается специальная программа коррекции. Благодаря подобным курсам страдающие заболеванием овладевают навыками чтения и намного увереннее чувствуют себя в самых разных сферах деятельности. Среди методов коррекции дислексии можно выделить устную работу, применение разнообразных технических средств, а также альтернативные способы обучения.
Зачастую расстройство остается проблемой на всю жизнь, одновременно с этим нередко встречаются случаи развития навыков чтения. Однако должного уровня грамотности определенная часть дислектиков не достигает никогда.
Особенностью лечения дислексии является то, что корректировке подвергается весь учебный процесс, включая непрямое и прямое обучение навыкам выделения отдельных компонентов и распознавания слов. Прямое обучение – это использование специальных фонетических методов независимо от процесса освоения навыков чтения, непрямое – внедрение этих методов непосредственно в программу обучения. При этом подход к процессу может быть разным: либо последовательное изучение звуков, слов и предложений, либо обучение чтению словами и выражениями в целом.
При коррекции дислексии важно использовать подходы, при которых задействовано сразу несколько органов чувств (зрение, слух, осязание). В связи с этим полезным для ребенка является освоение компьютера.
Применение других способов лечения дислексии (например, перцептивного или оптометрического тренингов), а также медикаментозной терапии не имеют доказанной эффективности, а потому их использование не рекомендовано.
При подозрении на дислексию и в случае любых нарушений речи необходима консультация врача-логопеда.
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Иногда очень простые действия могут помочь справляться с заболеванием и сопутствующими ему неудобствами. Что можно предприня...
Читать далееНа 60% наш организм состоит из воды и для восполнения водного баланса человеку необходимо пить каждый день жидкость. Кто-то пред...
Читать далееВсем известно, что ребенок развивается посредством игры. Поэтому выбор игрушек для малыша – дело очень ответственное, подходи...
Читать далееСемена тыквы являются простым и доступным продуктом и многие просто не догадываются, насколько полезными они могут быть. Узнай...
Читать далееПод судорогами подразумевается внезапное, не зависящее от воли человека, стойкое сокращение мышц. Наиболее часто подобное сост...
Читать далееВлияние стресса на человека очень велико. Любая стрессовая ситуация, вызывающая отрицательные эмоции, может стать причиной раз...
Читать далееБоль в левом боку является симптомом многих болезней. Если боль локализуется спереди – возможной причиной может быть заболеван...
Читать далееКазалось бы, зачем нужно восстановление после родов? Роды ведь для женщины вполне естественный процесс, с точки зрения биологии ...
Читать далееЧем характеризуется жирная кожа лица? Расширенными порами, лоснящимся, сальным блеском, склонностью к образованию угрей. Поддер...
Читать далееСпециалисты советуют включать в тренировки кардио упражнения, потому что они отлично укрепляют сердечно-сосудистую систему, а ...
Читать далееПо статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.