Нарушение процесса письма, проявляющееся у человека в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированной высшей психической деятельностью, при нормальном развитии интеллекта, называют дисграфией. В зависимости от того, какой компонент психических функций недостаточно сформирован, нарушение зачастую сопровождается расстройствами устной речи.
Обычно дисграфия и дислексия, которая является избирательным нарушением способности к овладению навыком чтения, проявляются у детей одновременно. В редких случаях эти нарушения встречаются по отдельности.
При обнаружении у ребенка дисграфии, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики в сочетании с ежедневным написанием диктантов и переписыванием текстов, могут значительно ускорить процесс исправления нарушения.
В основе классификации нарушения лежит несформированность какой-то определенной психической функции или операции процесса письма. Исходя из этого, выделяют следующие виды нарушения:
Механизмом формирования артикуляционно-акустической дисграфии является неправильное произношение ребенком звуков речи, которые он в итоге отражает и на письме, ведь он пишет слова так, как их произносит. Это становится возможным в тех случаях, когда у ребенка либо не сформированы фонетические представления, либо имеется нарушение слуховой дифференциации.
Таким образом, малыш с артикуляционно-акустической дисграфией фиксирует на письме свое дефектное произношение, пропускает или заменяет буквы. Многие логопеды отмечают, что даже после коррекции дефектов устной речи, некоторые подопечные продолжали неправильно записывать слова. Это обусловлено несформированностью кинестетических образов звуков, во время внутреннего проговаривания слов у ребенка не происходит опоры на верную артикуляцию звуков.
Артикуляционно-акустической дисграфией в основном страдают дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, в особенности при ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии, а также дизартрии.
Акустическая диcгрaфия является нарушением фонемного распознавания. Ребенок с таким расстройством заменяет на письме буквы, обозначающие фонетически близкие звуки, смешивает свистящие и шипящие, глухие и звонкие буквы.
Возникновение акустической дисграфии связано с неточностью дифференциации звуков на слух у ребенка, при сохранении нормального произношения слов.
При дисграфии, основанной на нарушении языкового анализа и синтеза, ребенок пишет слова, в особенности предлоги, слитно, пропускает гласные и при сочетании согласные, добавляет ненужные буквы, а также пишет раздельно приставки и корни некоторых других слов в предложении. Также наблюдается искажение звукобуквенной структуры слова, по причине недоразвития фонематического анализа.
Аграмматическая дисграфия возникает на фоне несформированности лексико-грамматического строя речи, проявляется на письме в морфологических и морфосинтаксических аграмматизмах на уровне предложений, текста, словосочетаний и слов.
Несформированность зрительно-пространственных функций приводит к развитию оптической дисграфии. Ребенок искаженно воспроизводит буквы на письме – пишет их в зеркальном отражении, не дописывает или наоборот приписывает лишние элементы, заменяет и смещает сходные по графическому признаку буквы. При оптической дисграфии у левшей с органическим повреждением мозга может наблюдаться письмо слева направо.
Этот вид расстройства подразделяют на литеральную, когда ребенку сложно воспроизвести изолированные буквы, и вербальную форму, при которой сохраняется воспроизведение изолированных букв.
Заболевание может быть обусловлено генетическими факторами и неодинаковым развитием полушарий мозга. Зарегистрировано немало случаев, когда дисграфия и дислексия развивались у детей, в семьях которых разговаривают на двух языках.
Возможной причиной развития нарушения может быть слабая обработка зрительной информации, часто дисграфия возникает у левшей, которых переучили и они стали писать правой рукой, а также у малышей, пошедших в школу раньше 6 лет.
Чтобы предупредить развитие нарушения, необходимо стимулировать развитие познавательной и мыслительной деятельности ребенка. Необходимо искать способы привлекать и удерживать внимание малыша, обеспечить его достаточным количеством зрительных и слуховых впечатлений. Для профилактики дисграфии можно использовать различные развивающие игрушки для совсем маленьких детей или игры для дошкольников.
Еще в доречевой период развития ребенка родителям необходимо установить с ним эмоциональную связь, чтобы впоследствии иметь возможность влиять на малыша и направлять его действия в нужное русло, развивать его память и стимулировать развитие его психических функций.
Важным элементом профилактики дисграфии является полноценное развитие устной речи крохи, ведь впоследствии она станет той базой, на которой будет строиться и письменная речь.
С раннего возраста ребенка нужно всесторонне развивать, уделять особое внимание его психомоторике и интеллектуальной деятельности. Для коррекции и предупреждения дисграфии, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики ребенка, могут внести значительный вклад в развитии тех психических функций мозга, которые отвечают за речь и письменность.
Позволяющие предупредить дисграфию упражнения необходимо практиковать ежедневно, начиная с самого младшего возраста ребенка – это могут быть пальчиковые игры и массажи, формирование букв из крупы или палочек, рисование, сбор пазлов или кубиков, на которых изображены слова.
Итак, дисграфией называют нарушение письма у детей, обусловленное несформированностью высшей психической деятельности, при нормальном развитии интеллекта. И чтобы предупредить возникновение данного заболевания, важно обеспечить ребенку всестороннее развитие с раннего возраста.
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Иногда очень простые действия могут помочь справляться с заболеванием и сопутствующими ему неудобствами. Что можно предприня...
Читать далееНа 60% наш организм состоит из воды и для восполнения водного баланса человеку необходимо пить каждый день жидкость. Кто-то пред...
Читать далееВсем известно, что ребенок развивается посредством игры. Поэтому выбор игрушек для малыша – дело очень ответственное, подходи...
Читать далееСемена тыквы являются простым и доступным продуктом и многие просто не догадываются, насколько полезными они могут быть. Узнай...
Читать далееПод судорогами подразумевается внезапное, не зависящее от воли человека, стойкое сокращение мышц. Наиболее часто подобное сост...
Читать далееВлияние стресса на человека очень велико. Любая стрессовая ситуация, вызывающая отрицательные эмоции, может стать причиной раз...
Читать далееБоль в левом боку является симптомом многих болезней. Если боль локализуется спереди – возможной причиной может быть заболеван...
Читать далееКазалось бы, зачем нужно восстановление после родов? Роды ведь для женщины вполне естественный процесс, с точки зрения биологии ...
Читать далееЧем характеризуется жирная кожа лица? Расширенными порами, лоснящимся, сальным блеском, склонностью к образованию угрей. Поддер...
Читать далееСпециалисты советуют включать в тренировки кардио упражнения, потому что они отлично укрепляют сердечно-сосудистую систему, а ...
Читать далееСогласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют больший риск заболеть раком груди.